воскресенье, 18 мая 2014 г.

Хоппер

При том, что во время концерта от музыкантов несомненно исходит нечто помимо звука, особые флюиды, которые заставляют глубже и острее чувствовать и переносят почти тактильное ощущение счастья, все же цифровая звукозапись, да на приличной аппаратуре, составляют неплохую замену "живой" музыке. В смысле доступности любимого контента у меломанов в общем все в жизни хорошо. Теперь даже в метро.

Намного неказистее дела у любителей живописи. Репродукции непреодолимо далеки от оригиналов, бог с ней, с намоленной музейной атмосферой! Дорогущие альбомы на мелованной бумаге, проекты типа wikipaintings.org - великолепны для ознакомления, неплохо смотрятся на планшетах retina, но даже близко не производят того впечатления, которое несет оригинал.

Кроме того, большие музыканты постоянно гастролируют. Мацуев, по его утверждению, побывал в Самаре 15 раз (вероятно, уже и больше), а Рубинштейн, задолго до появления массовых звукозаписей, объехал около 200 американских городов в ходе знаменитого Steinway tour. Полотна же намного тяжелее на подъем, требуют специального содержания, охраны, перевозки... Люди, как водится, терпеливее и легче в обращении, чем предметы.


А ведь живопись так разлетелась по миру! До недавнего времени я не обращал внимания на мелкий курсив, говорящий, где, собственно, находится картина. Удивительно, как они не желают собираться в под одной крышей! Наугад пролистывая Ван Гога на wikipaintings вижу подряд: Амстердам, Цюрих, Москва, Петербург, Лондон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж... Картины, знакомые по альбомам (и даже коллекционным маркам из детства), которые видятся как одна семья, как волны одной мощной жизни, разбросаны по пятнадцати часовым поясам. Как мало шансов однажды, дождливым днем, будучи в подходящем настроении, забрести к ним в гулкий полупустой музей - просто поздороваться.

Полотна менее прославленных художников часто живут более кучно. Хоппер, к примеру, практически весь в Штатах, в больших и малых музеях, чаще государственных, но иногда и в корпоративных (Коллекция корпорации IBM, Галерея Йельского университета, и тп.). Также многие отмечены (мое любимое!) как Частное собрание. У кого-то в гостиной, в огромном доме с кучей прислуги и охраны, застраховано и взведено на сигнализацию, факт наличия известен друзьям, партнерам, страховым агентам, налоговым бухгалтерам, музейным профессионалам. Иногда преподносятся в дар музеям - в Нью-Йорке, Массачусетсе, Айове, Коннектикуте, DC, Огайо, Делавэр... В общем, по месту жительства.

Иногда я примеряю на себя эту ситуацию, и пытаюсь понять, смог бы я расстаться с одной из вот этих картин, будь они в моем владении, или неумолимый инстинкт присваивать все, что действительно нравится взял бы верх, и одинокие, уязвимые, наполненные пронзительным светом и тишиной, читающие или глядящие вдаль, герои Хоппера остались бы только моими. И склоняюсь, как ни печально, к последнему.







Комментариев нет:

Отправить комментарий