воскресенье, 15 мая 2016 г.

С жиру

Пару лет назад, готовясь к восхождению, я большую часть лета регулярно бегал по лесу. После годичного перерыва сердце постепенно заводилось, мышцы входили в форму, сознание заново настраивалось на продолжительные методичные усилия. Чтобы слегка геймифицировать процесс тренировок, я бегал с приложением Runtastic и в конце беготни с интересом обозревал свои скоростные и прочие показатели. В конце месяца мне пришло радостное письмо с благодарностями и подначками к переходу на платную версию. В числе прочего сообщалось, что совокупно пользователи Runtastic по всему миру за истекший месяц сожгли какое-то баснословное количество калорий. Чтобы было понятно, как читать эту астрономическую цифру, приводился эквивалент в гамбургерах, скажем, 36 357 951 штук. Помню, эта цифра сразила меня наповал.

Перед глазами в секунду промелькнули сотни тысяч людей, мужчин и женщин, юных и возрастных, рыхлых и атлетически сложенных, белокурых и раскосых, в Чикаго и в Глазго, в жару и в моросящий дождь, в будни и в выходные, по тропинке и по асфальту. Ежедневно, по всему миру, где разместился «золотой миллиард», армия людей шнурует кроссовки, натягивает через голову майки и выходит из дома, чтобы свести на нет эффект от недавно умятых десятков миллионов совершенно лишних гамбургеров.
Как насчет не жрать эти теракалории и не бегать, пытаясь от них избавиться, а заодно потом не гордиться, что это произошло? Как говорилось в старом анекдоте, почему не вылить пиво сразу в унитаз? Как насчет употребить уже полученную (съеденную) энергию каким-то практическим способом, а не просто выгнать из себя в бесполезном и искусственном занятии, не производя при этом никакой ценности, не зарабатывая денег, а порой даже тратя на это свои кровные? И, наконец, как насчет примерно 800 млн людей в мире, которые, согласно статистике, подвержены хроническому недоеданию, проще говоря, голодающих? Не им ли по-хорошему надо было перенаправить эти составы и танкеры бутербродов, во благо и оздоровление как дающей, так и принимающей стороны?

О таком говорят, мол, с жиру бесятся. Резко осуждающе звучит эта фраза в адрес тех, кто не борется за физическое выживание, а вместо этого что-то такое несуразное, нелепое, непрактичное наверчивает в своей жизни, что выживающему не понять. Что за очередная гримаса «золотого миллиарда»? Что за изобретение двадцатого века? Однако, беситься с жиру отнюдь не так приятно и весело, как кажется выживающим.

Не так давно перед абсолютным большинством людей на свете стояла внятная задача: обеспечить себе и своей семье пригодные условия для выживания. Исключить голод, обеспечить крышу над головой, дать отпор множественным болезням, избегать непосильного физического труда. Программой максимум еще совсем недавно было сносное образование, позволяющее работать не физически и заработать на нескудное существование. В такой жизни было множество технических проблем, и человек, решивший их для себя и своих детей, справедливо полагал, что прожил жизнь не зря.

Но не так давно мир изменился. Норма физического благополучия в развитых странах достигла таких невиданных высот, что для огромного количества людей проблема выживания, питания, крыши над головой, здравоохранения и проч., и проч. не стоит совсем. Среда обитания такова, что, родившись в Германии и Штатах, умереть от голода на улице практически невозможно. Жизнь может быть более или менее насыщена материальным изобилием, однако к выживанию это уже давно не имеет никакого отношения. Кроме того, можно получить образование в лучших университетах мира, общаться с людьми, работать, зарабатывать и тратить, не выходя из квартиры. По меркам даже столетней давности - сущий рай.

В чем тогда проблема?

А проблема есть. Что бы там ни говорили "выживающие", проблема "зажравшихся" - настоящая, не придуманная и не простая. Проблема в том, что мы не умеем просто жить да радоваться. По меткому выражению Веллера, наша психика заведена с запасом. Для психического равновесия нам необходимо преодолевать, напрягаться, сражаться, нам нужны аскезы, нам необходимы яркие чувства, которые тысячелетиями возникали исключительно на фоне усилий по выживанию, как награда за что-то, что это выживание обеспечит. Это непререкаемый эволюционный императив: выжили и размножились только те, кто активно тянул на себя материальный ресурс. Те, кто не умели радоваться приумножению этого ресурса, поумирали тысячи лет назад, и продолжали по большей части умирать до середины ХХ века.

Сегодня все по-другому. Как сказал один британский социолог, проблема современного человека – научиться жить так, как раньше жила одна лишь аристократия, и при этом не сойти с ума и не стать наркоманом. Истинная правда! Почему есть опасность свихнуться без борьбы за выживание? Из-за колоссальной эмоциональной депривации. Именно с ней идет борьба не на жизнь, а на смерть. Именно в ней проклятие победившего постиндустриального социума, в котором статистика самоубийств зачастую в разы хуже, чем в странах голодных и грязных, где на наш воспитанный взгляд в общем и жить-то не стоит. Именно ее благополучные сытые люди пытаются побороть экстремальными видами спорта, забегами на 100 км, экзотическими путешествиями, плаваньем с акулами и прочими суррогатными придумками, все более входящими в моду. Жалкие попытки!

Куда деть свой физический и психический ресурс современным обеспеченным людям, если сразу, на старте, до всякого вмешательства, понятно, что благополучию их ничто не угрожает? Какая цель, не связанная с выживанием и не стоявшая перед нашими предками (жившими в своем громадном большинстве именно для выживания), их мобилизует и приобретет для них настоящую, а не выдуманную важность? Или, проще говоря, для чего им жить?

Очевидно, новое общество должно будет создать для себя новые смыслы. Дети сыты и здоровы - уже давно не критерий. В чем будет заключаться этот новый смысл? Будут ли не пуганные белые люди, осознанно налагая на себя ограничения и отказываясь от бездонного личного изобилия, превращать Сахару в цветущий сад? Искоренять голод, нищету и безграмотность, коих на земле еще навалом? Строить города на Марсе? Искать более глубоких отношений с Богом? Внятный ответ не прост и уж точно пока не найден, его только предстоит нащупать. Судя по Римской империи периода упадка и ряду более современных примеров, пока все подходы к этой проблеме пока неудачны. Как знать, что принесет будущее, однако, как и мышам в знаменитом эксперименте Джона Кэлхуна, утопия людям очевидно пока не под силу.


1 комментарий:

  1. Гениально и в точку - про бессмысленный спорт и острые ощущения, которые для благополучных становятся заменой настоящей жизни. Но как будет жить общество в целом - вопрос риторический. Смысл в жизни придется все равно искать каждому по отдельности. И каждый может сам его найти. Доктору Рошалю не нужно бегать, теряя калории - он детей оперирует с утра до ночи, и на бессмысленные занятия просто не остается времени. Автору спасибо.

    ОтветитьУдалить