вторник, 29 апреля 2014 г.

Естественный отбор

Вчера по долгу службы мне пришлось прослушать 4 ак. часа тренинга по охране труда. Ведущий – благообразный дядечка с аккуратной седой бородкой в стиле Goatee, преподаватель какой-то академии, с международным опытом, рекомендованный нам как консультант.

Как завороженный, слушал я его выступление, находя в нем абсолютно все черты ненавистного замшелого преподавательского ораторства, с которым я не сталкивался с института, в числе которых:



  • Нежелание говорить короче, нацелившись на какой-то конкретный результат. На все намеки на это – жесткий отпор, агрессивная оборона своего авторитета
  • Отсутствие структуры. Речь представляется бесконечной, длящейся вечно, ни один момент не подходит для ее окончания более, чем другой. Ни к чему не ведет, не подразумевает никакой драматургии, круглая, многословная, пустая.
  • Отсутствие вменяемого визуального подкрепления, известного в бизнес-мире как презентация: на экране - текст ТК или конституции PФ, зачитываемый вслух целыми абзацами, неторопливо, с выражением, с невозмутимым достоинством
  • Настырное выделение голосом довольно глупых фрагментов: здоровье ЧЕ-ЛО-ВЕ-КА. Боремся с монотонностью, как можем
  • Полное отсутствие обескураженности, когда не слушают, не принимают всерьез, скучают, зевают. Дутое министерское величие никак не страдает.

Ах, живущие в другом, медленном, архаичном, придуманном мире, преподы неинтересных дисциплин, от истории партии до охраны труда! Не знающие конкуренции динозавры, десятилетиями долдонящие одно и то же по разнарядке деканата или вот теперь регулирующих органов, с уверенностью, что все равно будут! будут, падлы, сидеть и слушать! Иначе не видать им зачета, или корочек, или еще чего-то там не видать.


Какой дикий контраст с ораторами из свободного бизнес-мира! Последние 40 лет умные и яркие люди работают над тем, чтобы захватить и удержать внимание аудитории, продать какую-то идею, не перегружая ерундой, сделать выступление удобоваримым и запоминающимся, не дублировать, а дополнять аудиальный канал визуальным. В отсутствии рычагов принуждения, в сильнейшей борьбе за внимание и интерес людей, возникли совершенно другие стандарты ораторского мастерства.

Сейчас, с распространением MOOC, впервые преподаватели оказались в какой-то степени в «рыночных условиях», на равных со всеми прочими выступающими. Результат: на Coursera, лидере бесплатного онлайн образования, 5-8% зарегистрированных студентов доходят до конца курса. Интуитивно справедливый показатель того, насколько зажигательно рассказывают люди, которые не привыкли заботиться о том, что испытывает их связанный по рукам и ногам слушатель. И это лучшие ВУЗы, и наиболее передовые преподаватели! С ужасом представляю этот показатель на преподавателях среднего российского заведения!


И все же, это опыт меня очень радует. Студент в аудитории не может встать и уйти, бросив небрежно: «Тоска». А  из MOOC-а может, и это прекрасно! Пусть победит сильнейший!

Комментариев нет:

Отправить комментарий