вторник, 8 июля 2014 г.

Многосложность


Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
                
          Пушкин


Печатную машинку я изучил вблизи довольно рано, лет в 6. Она издавала характерный треск и лязг и порождала очень аккуратные ряды букв, которые, как выяснилось позже, складывались в кандидатскую моего папы. Хорошо помню момент, когда я не на шутку ужаснулся: оказалось, что каждую букву надо набирать отдельно. То есть найти именно ее и стукнуть именно по ней. Это был настоящий шок: бесконечные тома книг, стоящие в книжном шкафу, тоже все набраны по буковке? Я даже сперва не поверил и судорожно прикидывал, нет ли какого-то другого способа, побыстрее. Не может быть, чтобы такая колоссальная работа была необходима! Однако всеведущие родители подтвердили, мол, так и есть, по буковке. Понадобилось время, чтобы с этим смириться.

Подобные чувства впоследствии возникали не раз. Как-то я узнал, что 15-минутный мультфильм, нарисованный традиционным способом, - это стопка рисунков в 4 метра высотой. Каждый раз, когда зритель на секунду отворачивается, он пропускает 2-3 дня работы художников, раскадровщиков, контуровщиков, заливщиков, итп. Каков труд!

Сейчас, печатая вслепую и довольно быстро на двух языках, и пересмотрев тысячи часов мультипликации, я как будто преодолел именно этот барьер сложности. Однако похожие мысли меня по-прежнему время от времени посещают.

Достаточно поглядеть вокруг. Каждый стул, телефон, пиджак, оконная рама, автомобиль. И даже - каждая нитка, которой к пиджаку пришита пуговица; каждый резиновый уплотнитель в оконной раме; каждый цвет краски, в который раскрашена керамическая кошка на моем столе; каждая пластмассовая вентиляционная задвижка, каждый наконечник шнурка в ботинке. Каждая капля воды из крана, каждый водосток на мостовой, каждая лампочка, вкрученная в глаз светофора. Каждая мелочь, коим несть числа, имеет свою историю появления на свет, свой жизненный цикл, и про каждую из них целый коллектив нешуточно подумал, посвятил время, силы и прочие ресурсы, порой немалые. В знаменитой книге о Lean production, Джим Вумек подробно рассказывает об изготовлении алюминиевой банки под Кока-Колу. На два с лишним года, три континента, дюжину стран и десятки тысяч людей простирается этот продуманный, массовый, предельно удешевленный процесс. И это только производство, не дизайн, не сбыт, не финансирование.

За что ни возьмись, какую область ни копни - повсюду явные доказательства немыслимой, титанической работы. И каждый ее элемент стремится делать сразу множество людей. Все меж собой конкурируют: дизайнеры фарфоровой посуды, Java-программисты, финдиректора, проектировщики трубопроводов, политические обозреватели, производители карандашных грифелей, тюбиков для зубной пасты, заклепок для женских сумочек, высокопрочного бетона, который заливают в опоры многокилометровых мостов, соискатели исследовательских грантов, утилизаторы отслуживших локомотивов, поставщики кремниевых пластин для напыления микросхем.

Общероссийский классификатор профессий и должностей (не самый полный т.к. довольно старенький) дает некоторое представление о нечеловеческом многообразии специальностей, существующих на свете. Ангобировщик, свойлачивальщик (кто эти люди?), окантовщик киноэкранов, лакировщик глобусов (не путать с оклейщиком глобусов!) и проч., и проч. При этом фактическое разнообразие специализаций неизмеримо шире. Так, например, весь спектр айтишных компетенций сводится к строчке "инженер-программист", а также целый мир заключен в ненавязчивом "Начальнике агентства (рекламно-информационного, транспортно-экспедиционного и др.)".

Из какого чудовищного множества элементов состоит наша жизнь! Какая неподъемная детальность, бездонная сложность и многообразие взаимосвязей! Мы теряемся не только в космических масштабах, но даже в нами самими созданном мире. Немыслимые, запредельные объемы атомарных действий, осознанных, управляемых, оплаченных усилий содержит мир вокруг нас, и это вызывает смесь восхищения и содрогания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий