вторник, 7 мая 2019 г.

Цифры


Вот падает, к примеру, самолет. 200 человек, все, естественно, насмерть, фото обломков во всех новостях нагнетают ужас. У одних в душе шевелится дремавший страх перед полетами. Другие роют интернет, пытаясь понять причины аварии. Третьи прилаживают к своей аватарке атрибуты траура и сочувствия. Это, кстати, хорошо. Вообще сочувствие - это хорошо, по-человечески.

История, что и говорить, печальная. И все же вот что странно. Ведь все мы наделены способностью к счету, сопоставлению фактов, анализу, синтезу и прочими полезными вещами, спасибо нашему любимому neocortex-у. Например, мы прекрасно знаем, что только в РФ за год в ДТП погибнет 25 тысяч человек. Это примерно по такому самолету каждые 3 дня, не считая раненых, которых раз этак в 10 больше. А еще есть намеренно убитые, умершие от врачебной ошибки, не получившие лечения из-за нехватки денег… Все это десятки тысяч людей в год только в России. Наконец, более 20 тысяч человек за год наложат на себя руки. И это мы пока не трогаем общемировые цифры по голоду, желтой лихорадке, червям в мозгу и проч., и проч..

То есть все мы располагаем такими чудовищными фактами о людских смертях и мучениях, происходящих ежедневно, по сравнению с которыми раз в год упавший самолет - рябь на поверхности океана! Почему тогда наш страх и наше сострадание по этому поводу столь непропорциональны его доле в общем, изо дня в день происходящем ужасе?

Проблема в том, что большие и главные вещи происходят постоянно, и наш мозг к ним адаптируется. Слишком энергозатратно каждый день переживать и бояться в полную силу, поэтому ДТП, самоубийства и голод - это наш "ноль", наша норма. Мы делаем эмоциональную стойку только на отклонение от этой нормы, которое древняя часть нашего мозга интерпретирует как угрозу. И тем охотнее, чем это отклонение ярче, визуально нагляднее и короче во времени. Упавший самолет, теракт с пятью жертвами, пожар в Нотр-Дам - все подходит идеально: разово, публично, шокирующе. Ужаснулись, прослезились, забыли. Так нам не тяжело.

А еще мы не чувствуем цифры. Мы вроде бы умеем ими оперировать, но нам не очевиден их масштаб и касательство к нашей жизни. Так, конкретный (пусть и чужой нам) пострадавший, с именем и фамилией, с рыдающей женой, с несбывшимися планами (такой нестарый, еще бы жить да жить!), с детскими черно-белыми фотографиями, где он в белой рубашечке и смеется - он один способен вызвать в нас намного больше подлинного сострадания, чем все 25000 погибших за год в ДТП. То есть мы вроде понимаем, что эти люди ничем не хуже, что у них тоже дети, планы, детство, что смерть каждого из них точно так же отвратительна и трагична. Но отчего-то эти цифры нас не пробирают, в горячие чувства не вгоняют, рук мы из-за них не заламываем и черных аватарок не вешаем.

А стоило бы. Способность переживать за цифры - в высшей степени человеческое свойство! Это такой частный случай соединения ума и сердца. И потому мои настоящие симпатии с людьми, для которых норма - не норма. Кому не сидится спокойно каждый день года, даже если не случилось никакой эффектной катастрофы. Кого статистика пугает сильнее, чем единичные (хоть и печальные) события с первых полос. Кто в меру сил противостоит тому будничному разрушительному началу, которое во много раз страшнее и масштабнее любых экстравагантных выплесков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий