четверг, 10 декабря 2015 г.

К прогулкам в одиночестве пристрастье

Беспокойный человек шел по улице глухой ночью и оживленно говорил что-то в пространство перед собой. Словно светофор на пустом перекрестке, переключающий никому не нужные огни. Полная голова воображаемых собеседников, совершенно для него живых и достоверных, теплых, подсвеченных внутренним светом, как лица у Рембрандта ван Рейна.


Вернее всего, часть из них он выдумал, а с остальными его беседы закончились много лет назад. И что бы он сейчас ни хотел к ним добавить, каких бы мудрых сносок ни настрочил задним числом, какой бы ладной ни виделась ему их новая, осмысленная, улучшенная близость, как бы бодро он ни жестикулировал – все, казалось, без толку. Ведь поезд давным-давно усвистел по одноколейке в промозглую даль, или даже сменился самолетом, который взял да и разбился где-то в чужом небе необычайной голубизны, над облаками. Грохнул и перевернул страницу разом для множества людей, в воздухе и на земле.

Но отчего-то эти разговоры меняли его жизнь и умонастроение к лучшему. Прошлое, а за ним и настоящее, выправлялось, выравнивалось, обретало смысл и наполнялось радостью, и постепенно возвращался к нему его внутренний лад, то равновесие и симметрия, то единственное состояние души, в котором он был дома, спокоен и светел, и созвучен какому-то великому камертону. И тогда неизменно возникал некий Главный Собеседник, каждая встреча с которым была первой и последней, всегда заставала врасплох и была неожиданной, непомерной наградой.

Я столько лет живу на свете без тебя, говорил он Ему, с воодушевлением втягивая зимний воздух и с шумом выдыхая клубы своего тепла в мерзлую темноту. Так невообразимо долго, кажется, с самого рождения. Я так к этому привык. Привык не искать тебя глазами в толпе, не гадать, где ты сейчас, не злиться, не обижаться, не ждать встречи, не всматриваться с тревогой в зауженное городское небо в надежде, что и ты сейчас смотришь в него. Сколько же всего должно было со мной приключиться! Сколько затянутого молчания и поспешных слов! Сколько холодного злорадства и жаркой паники! Сколько настоящих катастроф нужно было пережить играючи, по недомыслию, и сколько раз умирать от ужаса перед тем, чему не суждено случиться! Сколько лет нужно было выписывать немыслимые, нещадные круги и петли, а затем вернуться к началу и почитать это величайшим открытием! Сколько приложить бесплодных усилий и получить незаслуженных подарков! И все лишь для того, чтобы понять, наконец, что ты всегда, каждую минуту, был со мной рядом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий