воскресенье, 8 июня 2014 г.

Кровь

Парень, стоящий предо мной в очереди, моложе лет на 15. Плотный, с мясистыми икрами, рабочий класс, не средний. Краем уха слышу, как он сообщает в окошко, что прописан в каком-то поселке с жизнерадостным названием ("Солнечный"? "Весенний"?) и работает слесарем на заводе. Какое-то еще специальное слово идет за слесарем, от которого веет прошлым веком, ржавым железом, полумраком цехов, заброшенных задолго до модного слова ЧПУ. Глядя в его лицо кажется, что уж ему-то особенно нечего стараться прожить жизнь получше, все равно ничего не выйдет. Как плохая карта в преферансе - ловить нечего, сыграть невозможно, надо пасовать и спокойно дожидаться следующей сдачи. Скучное в общем лицо.

Через какое-то время он за соседним столиком, пьет по талону сладкий чай с печеньем. А потом лежит рядом со мной на кровосдаче, пухлыми не по возрасту пальцами мерно сдавливая мячик. У меня на глазах его кровь медленно собирается в прямоугольный пластиковый пакет. Сегодня суббота, значит, он, как и я, безвозмездный, безадресный донор.



Сдача крови похожа на любое другое волонтерство: тут, как в бане, нет генералов. Директор банка стоит столько же, сколько студент ПТУ, а может, и меньше: студент, вероятно, поздоровее, а директора банков сюда не ходят. Качества и навыки, что так щедро вознаграждает мир коммерческий, благотворительным совсем не востребованы. Здесь я понимаю, насколько привык к дурацкому высокомерию, и молча ругаю себя за это. Физиономист из меня никакой.

Иногда, едучи в метро или стоя в особенно неприятной и душной очереди, я спрашиваю себя, неужто я настолько люблю вот этих людей, что хожу сдавать кровь в надежде когда-нибудь одному из них помочь. "Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого? Что из того, если какой-нибудь торгаш или чиновник проживет лишних пять, десять лет?" (Палата №6) Действительно, что? Скорее всего, он будет еще 5-10 лет делать то же самое - пить, есть, спать, стараться раздобыть побольше денег - список недлинный.

Чтобы поверить в то, что людям нужен второй шанс, а иногда и третий, и десятый, нужна одна простая вещь: иногда  вблизи, воочию, видеть, как они друг о друге заботятся. Иногда убеждаться, что не вся наша жизнь посвящена перекладыванию активов из категории "не мое" в категорию "мое". Что иногда мы способны перешагнуть через рефлексы и эволюционные императивы - и пойти вспять, и разжать потный кулачок, и отдать то, что можно было не отдавать. И делать свое дело, не глядя на часы, не ожидая возврата от инвестиций, а из внутренней полноты, из своей бесконечной природы, из радости жизни, на которую сил нам отпущено с запасом, из благодарности за все полученное, и все, что еще будет. И тогда понятно, что из того, и нет никаких сомнений, и создание "второго шанса" обретает вполне внятный смысл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий