вторник, 3 июня 2014 г.

Эффект Икеи

Есть такой известный феномен: люди склонны переоценивать то, что сами создают и к чему прикладывают усилия. Кривенько свинченная своими руками, не ахти какая элегантная мебель кажется нам намного лучше, чем есть. Задолго до триумфа шведского гиганта ту же логику нащупали производители смесей для кексов типа "просто добавь воды". Продажи взлетели до небес, когда из порошка убрали молоко и яйца: теперь домохозяйки должны были добавлять их сами, что по дешевке увеличивало чувство авторства и как следствие - удовлетворение от продукта.

Подобные примеры щедро рассыпаны по нашей жизни: мы искренне высокого мнения о построенных нами косеньких дачах, собранных нами заурядных рабочих группах, неважнецки исполненных нами песнях или, как в моем случае, написанных текстах. Ну и конечно, дети. Мои - самые лучшие! С этой фразой родитель любого неудачного и гадкого дитяти без сучка и задоринки пройдет детектор лжи, сколько бы мы ни насмехались над его слепотой.

Смежное явление носит название Endowment effect (не представляю, как перевести), суть которого в том, что люди также склонны переоценивать то, что им принадлежит. Иногда в 10 (!) и более раз по сравнению с объективной ценностью. Акции типа "можете вернуть этот диван в течение месяца" практически беспроигрышны: покупатель за месяц с диваном уже сроднился, это уже его диван, намного лучше подобного, но чужого.

Исследователи и экспериментаторы от поведенческой экономики позиционируют эти два феномена как общечеловеческий изъян, недостаточность нашего логического аппарата, источник неверных, необъективных решений, поле для манипуляций. Призывают осознанно задаваться вопросом, не окружены ли мы во различных областях своей жизни кучей хлама, пав жертвой этих вот эффектов. Не мешает ли эта неоправданная привязанность двигаться дальше, в новое, лучшее, светлое? Не пора ли отряхнуть прах со своих ног?

В целом, здравый посыл. Однако вместе с тем способность высоко ценить свое - величайший дар, который мы чудесным образом сохранили.

Произошел человек от обезьяны или нет, без сомнений мы все - чемпионы естественного отбора, правнуки чемпионов, династические чемпионы! Наивысшие шансы передать свои гены следующим поколениям имеет тот, кто не останавливается на достигнутом, у кого вслед за точечным удовлетворением от достижения немедленно наступает новый виток хотений. Тот, кто быстрее, выше, сильнее, у кого в крови вечный бой. Такой вот механизм, такую породу стремится вывести.

...Говорят, что для счастья нам необходимы две вещи: получать то, что хотим и хотеть того, что получаем. В этом смысле естественный отбор противник счастья, методично изничтожающий вторую компоненту. Результат налицо: мы изрядно преуспели в том, чтобы не знать покоя и всю жизнь хотеть для себя чего-то большего и лучшего. Вся потребительская индустрия работает именно на это. Вся наша цивилизация выстроена людьми, которым все время мало.

Эффект Икеи дает надежду на равновесие, на счастье. На то, чтобы прожить свою жизнь, исполненную своей радости, которую трудно, да и ни к чему сравнивать с чьей-то еще. На то, чтобы восхищаться своими близкими не на общих-конкурентных условиях, а отдельно и бессрочно. На то, чтобы трудиться в искренней иллюзии, что создаем нечто ценное и незаурядное.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий